Риштанская керамика

 


Керамическое ремесло имеет интересную и сложную историю, повествующую о далёких временах, о руках древних мастеров. Остатки древних керамических изделий раскрывают перед нами особенности развития одного из производств Средней Азии, культурно-экономические взаимосвязи городов и областей, вкусы, культуру и искусство среднеазиатских народов. Поэтому керамика представляет большой интерес как один из ценных источников по истории Средней Азии.

 

 

Риштанская керамика: Тарелка

 

            Тщательно изучают учёные все материалы о керамике сами керамические образцы всех времён, необходимые археологам и являющиеся конкретными свидетельствами о жизни городов и селений , многочисленные анализы  этих фрагментов, крупицы сведений письменных источников. Шаг за шагом проникают исследователи в древние тайны своеобразной творческой дружбы огня и глины.

            Рождение сосуда - сложный, трудоёмкий процесс. Уже древние мастера прикладывали немало усилий к освоению производства керамики, веками накапливая опыт, знания.

            Самые древние глиняные сосуды, обнаруженные на территории Средней Азии, не отличались красотой и своими техническими качествами. Они были хрупкими, влагонепроницаемыми. Со временем мастерство гончаров совершенствуется. Находки, относящиеся к 4-2 тысячелетиям до н.э. говорят уже об определённых достижениях в области этого ремесла. Мастера владели уже в какой-то степени разработанной технологией обжига сырья. Они подбирали необходимые глины. Обрабатывали их, получали тончайшие глиняные массы с крупным инородным отощителем. В качестве отощителя употребляли песок, кварц, карбонатные породы. Изделия. Приготовленные из отощённых глиняных масс, обладали определёнными техническими качествами. Из этих глин изготавливалась кухонная посуда. Уже в эпоху бронзы в Средней Азии отмечаются довольно сложные конструкции гончарных печей. Характер черепка свидетельствует, что качество обжига изделий в этих печах было довольно высоким.

            Значительные достижения отмечались в формовке. Об этом говорит увеличивающееся разнообразие форм и достаточно ровные стенки сосудов. Появляется приспособление для формовки гончарный круг.

            Уже в древности  были сделаны определённые успехи в развитии керамического ремесла и прежде всего в технике формовки и ангобирования, а также в технологии обработки сырья, орнаментации, обжига. Значительно увеличивается ассортимент керамических изделий, растёт их число, разнообразнее становятся формы. Сосуды приобретают более тонкие стенки. Исследователи считают, что вся посуда Средней азии древнего периода изготовлялась на круге с довольно быстрым и ровным вращением, которое давало возможность формовать тонкие ровные стенки и профили.

            Керамические изделия украшались  рельефными налепами, тонкой гравировкой, штампом. Гравированный орнамент получали деревянным или костяным острием. Простейший штампованный рисунок в виде рельефного кружка наносился полой палочкой .

            Ангоб - это тончайшая глиняная масса, приготовляемая чаще всего из цветных. Красных или светло-жгучих глин, наносимая на поверхность готового сосуда. Им покрывалась значительная часть изготовляемой посуды. После обжига покрытый ангобом сосуд получал яркую красную, красно-коричневую, оранжевато-красную плотную ровную поверхность. Слой окрашенной глины на сосуде после обжига превращался в плотную красивую, довольно гладкую плёнку и значительно улучшал технологические качества сосуда, делая стенки его более стойкими.

            Не менее важным был обжиг- завершающий процесс изготовления гончарных изделий. Древние гончарные печи Средней Азии построены  с учётом целого ряда важнейших законов теплотехники, к которым гончары приходили на собственном опыте. Обжиг производился при значительной температуре, о чём свидетельствуют цвет и качество черепка готового изделия, ровность обжига, яркий цвет ангоба.

            В 9-11 веках керамическое ремесло стало одним из самых необходимых и распространённых производств. Выделяется ряд крупных центров, известных своеобразными керамическими школами,- Самарканд, Ниса, Мерв, Шаш.

            Яркие краски росписи, богатство цветовой гаммы и орнаментальных мотивов, она постоянно привлекала и привлекает внимание –археологов, этнографов, искусствоведов, технологов. Средневековая керамика очень разнообразна по своему виду, характеру, назначению. Это замечательные чаши и блюда, покрытые блестящей, яркой глазурью, стройные, высокие кувшины различной формы, красиво орнаментированные рельефным орнаментом хумы, котлы.

            Наиболее ярким моментом керамического ремесла 9-11 веков были глазурованные изделия. Глазуровались, как правило, открытые формы- чаши, тарелки, блюда. Глазурь на изделиях была яркой, прозрачной, бесцветной, слегка желтоватой или окрашенной в зелёный. Краски росписи- зелёная, в основе которой лежит окись меди; красная, приготовленная из охристых глин; коричневая, приготовленная на окислах железа и приготовленная на основе сочетания окислов железа и марганца; жёлтая- содержащая окиси сурьмы, болотная- окись хрома. Краски, как правило, приготовлялись из смеси красящих металлов с глиной.

            Глазурь – это стекловидное вещество, сложное химическое соединение. Обычно смесь окислов кремния с окислами  различных веществ.

            Приготовление глазури и красок подглазурной росписи требовало соответствующих знаний, опыта. Использовались специальные приспособления для растирания и смешивания красок, тончайшие сита,например шёлковые, для просеивания. Особую роль при изготовлении глазурованных изделий играл обжиг.

            Мастер должен был строго учитывать температуру не только обжига черепка, но и температуру обжига красок, глазури, которые иногда были разными. Даже небольшой просчёт мастера мог привести к порче глазури, красок

Риштанская керамики

 

            Следующим ярким этапом в историческом развитии керамики. Особенно в развитии глазурованной керамики, является период I4-I5 веков. Чаши, блюда, кувшины различной формы и вида, закрытые округлые сосуды покрывались щёлочной окрашенной. Прозрачной бесцветной глазурью. Очень эффекты изделия с прозрачной голубой, бирюзовой и чёрной подглазурной росписью.

            Очень мало знаем мы пока о среднеазиатской керамике I7-I8 веков, хотя известно, что мастера стремились продолжать лучшие традиции своих предшественников.

            Весьма разнообразной, но, пожалуй, чересчур яркой была керамика I9 века. Которая также изучена ещё недостаточно полно. Бытуют изделия с окрашенной зелёной глазурью, зелёно-жёлтой росписью и гравированным рисунком, изделия в ярко-голубых и синих тонах с щелочной глазурью. Одним из наиболее известных керамических центров этого периода был кишлак Риштан. Изделия гончаров Риштана в I9-начале 20 века пользовались большой известностью, особенно выполненные в кобальтовых синих и бирюзово-голубых тонах. Не менее интересной была риштанская керамика I9 века, известная под названием «чини» и производившая впечатление фарфора. Она и возродила утраченные было традиции изготовления глухой непрозрачной оловянной глазури.

 

Риштанская керамика: расписная

           

Искусство керамики Риштана родилось в глубокой древности. Историю его возникновения, овеянную множеством легенд, ещё предстоит открыть археологам. Небольшой в прошлом посёлок на юге ферганской долины, на половине пути от Ферганы до Коканда, у границы современного Узбекистана и Киргизии, Риштан известен сегодня как город мастеров, один из крупнейших в Средней Азии центров производства уникальной глазурованной керамики.

            В существующее издревле искусство обожённой глины риштанцы внесли свои яркие и самобытные черты. Традиции многих из них, ещё бытовавших в начале ХХ века к концу столетия оказались утраченными.

            Тонко выточенные на гончарном круге посудные формы Риштана  характерны, в целом, для всего региона и отражают устойчивость традиции. Отличает их изящество свободной росписи, богатство растительной орнаментики и особый колорит, звучащий всеми оттенками лазурита и бирюзы под тонким слоем прозрачной глазури.

            Риштанскую керамику нельзя рассматривать в отрыве от Ферганской и региональной традиции. Многое говорит о её связях с традициями других центров гончарного ремесла Ферганской долины- Коканда, Намангана, Гурумсарая, Андижана.

            Производство расписной керамики на территории Ферганского оазиса известно с эпохи бронзы, согласно легендам, до сих пор бытующим среди мастеров, древний город гончаров находился в одном из старых кварталов современного Риштана (Рошидона)- махалле Чиннигарон, недалеко от мазара Сохиби Хидоя. Одни предания относят его появление к началу ХII в, и развитие промысла связывают с мастерами, приехавшими из Бухары и Самарканда. По другим, в начале ХIV-ХV в. Риштанские мастера из махалли Дахбед переселились в Самарканд, стали производить там расписную посуду и участвовать в оформлении архитектурных комплексов. Улица, на которой жили риштанские мастера, до сих пор называются Дахбедской. Сохранились родственные связи между жителями Риштана и Самарканда,             Канибадама и Ура-Тюбе.

            Эпоха Темура отмечена бурным ростом городов и высокими достижениями в области архитектуры. Она обогатилась включением в её декор цветной глазури и появлением первых изразцов. Богато орнаментировались предметы быта, возрос спрос на керамическую посуду, что привело к поиску более дешёвых способов её производства и возникновению новых гончарных центров.

            Начиная с IХ в. В Средней Азии вошли в употребление разнообразные приёмы глазурования. Были освоены технологии блестящих оловянных глазурей, а также земельно-щелочной ишкоровой глазури с матовой поверхностью. Керамика с ишкоровой глазурью получила распространение в Шаше - главном экспортёре гончарной продукции и в Согде, в качестве привозной или местной продукции.

 

            Развитию гончарного производства в Риштане  способствовало наличие местного сырья. Практически все пригодные для изготовления керамической посуды глины и красители, кроме ляпис-лазури и кобальта, риштанские мастера добывали на месте и в ближайших районах. В самом Риштане, есть красноватая глина- хоки сурх. «Риштанские гончары считают, что их глина настолько хороша, что в предварительной обработке и выдерживании совершенно не нуждается». Для изготовления посуды чинни использовали специальные глины из различных мест Ферганской долины- чимионскую красную, учкурганскую жёлтую или белыю. Необходимые для составления глазурей компоненты привозят из окрестных мест; кварц- ок тошиз Соха или Гурумсарая. Ок кум из Шиброна. Для изготовления ангоба используют жирные глины из Исфары. Ангрена или Кизил-Кии. В прошлом кварц и поташ для поливы изделий покупали в готовом виде у киргизов, а минеральные красители – у торговцев в Коканде. Здесь же в окрестностях собирали травы для изготовления поташной ишкоровой глазури. Именно она выявляла изумительно глубокий и сочный изумрудно-бирюзовый цвет, свойственный риштанской керамике. Технология изготовления ишкоровой глазури трудоёмка и капризна. Следует строго соблюдать определённое время сбора уже набравших сочность трав-кирк бугина, чоройнака или гулобы, зола которых богата окисями натрия, калия, магния. Собрать их необходимо до заморозков, не повредив корни растений. Нужно соблюсти режим тления травы. Очистить золу от примесей, добавить кварцит или белый песок.

Риштанская керамика.

            Гончарное производство в Риштане прошло все фазы развития- от домашнего гончарства до современного производства. К концу ХIХ века Риштан оформился в один из крупнейших в Средней Азии центров по выпуску глазурованной посуды. Как свидетельствуют этнографы, « в конце ХIХ - нач. ХХ вв. в риштане насчитывалось 80 гончарных мастерских, в которых работало 300 человек….В мастерской работали мастер, члены его семьи, в некоторых - один два подмастерья. За сезон, который продолжался 6-7 месяцев, выпускалось I500-I700 изделий». Это был период формирования цехового производства, в котором каждый мастер специализировался на одном из видов продукции. Существовало строгое деление между двумя основными группами риштанских мастеров, изготовлявших неполивную и глазурованную посуду. Одну представляли кузагары и танурчи, они изготовляли крупные сосуды хозяйственного назначения – кузы, хумы и прочую кухонную утварь. В другую группу входили тавокчи - мастера по выделке разнообразной расписной глазурованной посуды. В каждом цеховом объединении были свой устав- рисоля и свой избираемый старейшина- аксакал. Существовало некоторое соперничество между кузагарами и товокчи, так как  кузагары считали себя настоящими гончарами-кулолами- основными хранителями старых традиций и основоположниками гончарства». Обе группы мастеров проживали компактно, каждая в своём квартале: кузагары - в махалле Кузагорон, тавокчи - в махалле Чиннигорон. В этих старинных названиях запечатлены вехи истории Риштана и его жителей. В начале ХХ века в квартале Чиннигарон насчитывалось 100 домов мастеров, занимавшихся, в основном, производством поливной посуды из фаянса - чинни. Ремесло мастеров постигалось в процессе продолжительного ученичества. Обучение мастерству у кузагаров проходило в более короткие сроки, чем у мастеров тавокчи. Но они редко допускали к своему ремеслу посторонних. Торжественный обряд посвящения в мастера - анжуман требовал присутствия многочисленных членов цехового объединения. У тавокчи собиралось на анжуман до 600 человек. На плов уходило до ста килограммов риса, кроме того, требовалось сделать хорошие подарки аксакалам. Не все молодые мастера могли себе это позволить. Они долгое время пребывали в учениках или уезжали на заработки в другие города и селения. Старейшины цеха строго следили, чтобы мастера, непрошедшие обряда посвящения, не открывали своих мастерских в Риштане.

 

            К середине ХIХ века сложились основные стилистические особенности риштанской школы гончарства, сохранившиеся до настоящего времени. Наиболее ранним видом гончарной посуды риштанские мастера считают бирюзово-медную- кабуди мисин, покрытую глухой поливой. Затем стали популярными изысканные изделия из фаянсового черепка- чинни, с тонким кружевом росписи. Восстановление этой техники, забытой со времён средневековья, риштанские мастера адресуют братьям-гончарам Усто Абдулжалолу и Усто Абдужамилу.

            Меньшее распространение получила в Риштане посуда, расписанная цветными ангобами под свинцовой глазурью золотисто-жёлтого или зеленовато-жёлтого цвета. В начале ХХ века её производством занимались зардпазы Усто Тохта, Усто Ташкулол.

            Имена многих риштанских гончаров этого времени, в совершенстве владевших тайнами глазури и талантом кистевой росписи, сохранились в памяти мастеров и были зафиксированы исследователями- художником В.Развадовским, этнографами М.С.Андреевым и Е.М.Пещеревой  и мастером – керамистом М.К.Рахимовым. наиболее известны среди них Усто Абдулла-  чиннипаз, выделывавший в 1860-1870 гг. изразцы для дворца Худоярхана в Коканде, Усто Тохта, Усто Мадамин Ахун-чиннипаз.

            В конце ХIХ века изделия риштанских мастеров вывозились на всероссийские выставки. В I900 году они успешно экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Керамику Риштана сравнивали с лучшими европейскими майоликами и считали способной конкурировать с ними.

            произведения многих мастеров этого времени вошли в музейные собрания Узбекистана, других стран, но в основном, они представлены безымяными авторами.

            Много изменений произошло в риштанском промысле на протяжении ХХ века. В самом его начале, не выдержав конкуренции с привозной фабричной продукцией, распался цех кузагаров, сократилось производство дорогих сортов посуды. В I918 году из цеховых мастерских тавокчи была создана первая артель гончаров «Чиннигарон». На ней работали 70 керамистов разной квалификации. В 1960 году артель вошла в состав Риштанского керамического завода.

            На протяжении ХХ века риштанский гончарный промысел прошёл немало испытаний, в которых были периоды взлёта и спада. Многие гончарные школы Узбекистана ушли в небытие или находятся на грани исчезновения. Риштан выдержал испытание временем и к концу ХХ столетия вернул себе славу лучшего в Узбекистане центра производства художественной керамики. Секрет стабильности риштанской школы - в непрерывной связи нескольких поколений мастеров, когда работу отца разделяют сыновья.

 

            Остались в прошлом цеховые междоусобицы, обременительные обряды, уставы и «святые покровители» промысла. Но по-прежнему трудное ремесло гончаров постигается в процессе ученичества и многолетней практики. Под зорким наблюдением старших мастеров. Ни одно начинание и ни одно событие в жизни риштанских мастеров не обходится без участия почитаемых аксакалов - Усто Ибрагима Камилова, Бабаджона Нишанова. Хакимджана Сатторова.  Ибрагим Камилов (I928г.р.) Народный художник Узбекистана. Представитель седьмого поколения потомственной династии гончаров. Учился у своего отца – Уста Камила и его братьев.

Известный мастер чиннипаз и сафедпаз, 60 лет проработал на Риштанском керамическом заводе. Один из лучших мастеров, в совершенстве владеющий формовкой, росписью и различными технологиями изготовления глазурей и кашина.. с I977-х гг. – постоянный участник выставок народного искусства в Узбекистане и за рубежом. В I973 году удостоен звания «Народный художник Узбекистана», в I983 году удостоен звания «Лауреат Государственной премии СССР», в 1996 году стал стипендиатом программы ПРООН ЮНЕСКО «Усто – шогирд», в 1998 году первым из мастеров получил звание «Народный мастер Узбекистана».Произведения мастера входят в коллекции Государственного музея искусств Узбекистана, Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, Ферганского областного краеведческого музея. Музея искусств народов Востока в Москве, Музея этнографии в Санкт-Петербурге и другие зарубежные собрания. В настоящее время, как и в прошлом, большая часть населения Риштана занята гончарном делом: кто-то на заводе. А чаще на дому. Иногда сочетая и то и другое. Как и прежде, во многих домах керамистов имеются мастерские с хранилищами для глины и печами для обжига.

 

            Среди современных мастеров – наккошей наиболее интересно работают Ш. Юсупов, А. Исаков, А. Назиров, М. Саидов. Р. Усманов, М. Таджиалиев. Совершенствуя различные приёмы кистевой росписи, они достигают подлинной красоты и артистичности как в композиционном решении своих сюжетов, так и в тональных переходах сдержанной цветовой гаммы. У каждого из них свой индивидуальный почерк: мощный, активный, уверенный в лаконичных сюжетах у М. Саидова; артистичный, порой виртуозно игривый у А. Исакова, «герои» сюжетов которого – кумганы, рыбки, плоды миндаля как бы танцуют на плоскости блюд. Разнообразны по настроению композиции Р. Усманова. строги по ритмам, классически выверены и скрупулёзно техничны его росписи небольших тарелочек - ликопча, воспроизводящие старинные иранские орнаменты. В творчестве Р. Усманова соединились знания народных традиций и высокий профессионализм. Он – один из немногих риштанских мастеров, получивших специальное художественное образование. Столь же разнообразны по характеру росписи в работах А.Назиров, сочетающие наивную простоту неприхотливых цветочных узоров с оригинальностью композиционных построений. В работах М.Таджиалиева роскошный цветочный декор как бы выплескивается за рамки контурных линий пологого днища чаш.

            В конце I990-х гг. многие риштанские мастера покинули завод, и перешли на надомную работу. Были созданы первые кооперативные объединения керамистов – малые предприятия «Усто Абдулло» и «Кулол». Государственная поддержка дальнейшего развития народных художественных промыслов, закреплённая указом Президента республики, открыла перед народным искусством широкую перспективу. Повысился статус народных мастеров. Основной творческий костяк мастеров Риштана объединился в Риштанское отделение Ассоциации народных мастеров Узбекистана «Хунарманд».  Председателем Риштанского отделения избран Алишер Назиров. Сегодня в ассоциации I30 мастеров, из них 40-50 постоянные участники выставок и ярмарок. Перед организацией стоит немало экономических и творческих задач. Одни из них - создание своего художественного салона и обеспечение стабильного рынка сбыта риштанской продукции. Самая большая мечта их – открыть музей риштанского керамического промысла, сохранить в нём лучшие произведения и увековечить память мастеров прошлого и настоящего, тем самым продолжить традицию знаменитых предков.

            Всё в Риштане дышит историей. Она повсюду - в названиях старых ремесленных кварталов, в хранимых в домах столетних хумах и дедовских инструментах, в памяти старых риштанских мастеров, исчисляющих время и события датами жизни своих искусных предков- временем Усто Абдулло, Усто Узака, Усто Мазаира, Усто Холмата. Память о народных мастерах живёт в созданных ими дивных орнаментах и формах риштанской  керамики, передаваемых как драгоценное наследство из поколения в поколение. Щедрый мир красоты и гармонии, доброты и душевного тепла раскрывается перед каждым, кто соприкасается с искусством народных мастеров Риштана. Усилиями многих поколений народных мастеров, глубоким уважением к традициям промысла создавалось школа, отмеченная ярким своеобразием. Современному поколению риштанских мастеров под силу решить проблему наследования традиций и дальнейшую судьбу своей школы.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

I. М.Аминджанова. Э. Саико «Керамика, стекло и фарфор в Средней Азии»

2. Культура и искусство древнего Узбекистана.

3. М.К.Рахимов. Художественная керамика Риштана. Ташкент I96I.

4. Кустарные промыслы в быту народов Узбекистана ХIХ-ХХ вв.Ташкент I986г

5. Е.М.Пещерева Гончарное производство в Средней Азии. I959г.

6. Л. Жадова. Современная керамика народных мастеров Средней   Азии 

 

Наши контакты
Адрес:
150100 г. Фергана, ул. Алишер Навои, 17-А-дом